Развитие сознания

Какой йогой мы занимаемся


Cтатья была взята с разрешения её автора (Kalidasa) с этого сайта: http://ritambhara.com

...Прежде всего, следует отметить, что почти все «первоисточники» йоги имеют весьма отдаленное отношение к, собственно, хатха-йоге, как к тантрической традиции натхов и канпхатов. Наиболее ранний и авторитетный источник в данной области – Йога-сутры Патанджали (около 2в н.э.)– вообще принадлежит, скорее, к раджа-йоге традиции школ Йога-даршана и Санкхья-даршана. Менее известные, но также часто упоминаемые Хатха-йога Прадипика Сватмарамы (14в), Гхеранда-самхита (17в), Шива-самхита (17-18вв) – это уже довольно поздние тексты, и, если Хатха-йога Прадипика еще как-то может быть отнесена к традиции натхов, то Шива-самхита – текст, скорее, шайвистский в традиции Веданты, а Гхеранда-самхита – и вовсе вайшнавский… Реально к традиции йоги натхов принадлежат, скорее, менее известные в «йогических кругах» произведения – такие, как Хатха-йога (считается утраченной), Горакша-паддхати (Горакша-самхита), Горакшашатака, Сиддха-сиддханта паддхати и др., приписываемые самому Горакшанатху и написанные между 10-11 – 13-14вв., а также, приписываемые его учителю Матсьендранатху, Каула-джняна нирнайя, Йога-вишая и др. Также авторитетными и весьма информативными являются т.н. Йога-упанишады, такие, как Амритабинду, Амританада, и Надабинду и др.

Тантрическая йога, в отличие от йоги Патанджали ,не «восьмичленная» (Аштанга), а «шестичленная» - шаданга, что соответствует более ранней, нежели у Патанджали модели. Такое деление встречается еще в Майтри Упанишад и в Амританада Упанишад, и характерно для йоги, именно, как тантрической системы. Относительно йоги в Учении Тантр, а именно – в КШ, упоминания о «шаданга йоге» есть в Тантралока Вивеке Джаяратхи и Шива Сутра Вимаршини Кшемараджи. Труд Кшемараджи содержат следуюшее перечисление шести ступеней (заимствованное из Нетра-тантры): поза (асана), контроль дыхания (пранаяма), обращение вовнутрь (пратьяхара), медитативная стабилизация (дхьяна), концентрация (дхарана) и самадхи. У Джаяратхи, соответственно –пранаяма, дхьяна, пратьяхара, дхарана, тарка, самадхи. Таким образом, Джаяратха, вслед за Амританада Упанишад (там другая последовательность – пранаяма, дхарана, пратьяхара, дхьяна, тарка, самадхи), вообще не рассматривает асаны, как одну из ступеней йоги, заменяя эту ступень на «тарка» - медитативное созерцание. Абхинавагупта, в самой Тантралоке, вообще, склонен рассматривать все чисто «технические» элементы йоги, как вторичные и несущественные, всячески предостерегая от излишнего «зацикливания» на них: «Среди различных механизмов йоги только один имеет силу - это разум, который последовательно воспринимает все более тонко и глубоко. Пять ограничений и пять дисциплин, позы тела и управление дыханием не приносят никакой пользы сознанию, они являются простыми внешними формами, которые никак не могут повлиять на него» (Тантралока, 4.86 – 4.8

В принципе, схема Нетра-тантры и Кшемараджи – это та же Аштанга-йога Патанджали, за вычетом ямы и ниямы, роль которых в Тантре играет самайя (предписания для адептов и неофитов). Есть, правда, еще один специфический момент – если у Патанджали последовательность самъямы такова – пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи – то в Нетра-тантре дхарана следует ПОСЛЕ дхьяны, которая «идет» сразу после пратьяхары (третий вариант имеем в Амританада Упанишад – дхарана, пратьяхара, дхьяна). Это обусловлено тем, что дхьяна в Санкхье и Йоге есть созерцание объекта, того, на чем уже сосредоточено (дхарана) сознание , в кашмирской Тантре же, дхарана (бхавана) – это пребывание в определенном состоянии, вызванном созерцанием определенного предмета, или явления.

На сегодняшний день, даже такие направления, как Крийя-йога Бабаджи (линия Парамахамсы Йогананды, например), утверждают, что с самого начала «имеют дело» с тремя высшими разделами йоги, т.е., с самьямой (пратьяхара, дхарана, дхьяна) – таким образом, асаны и пранаяма, составляющие ядро хатха-йоги, опять же, уходят на «второй план». …Тем не менее, мы, несчастные, живущие в «разгар» Кали-юги, вынуждены считаться с состоянием своего физического тела – и, таким образом, стараемся следовать заветам Сватмарамы Йогендры, который предписал хатха-йогу для тех, кто в силу телесной слабости и низкой способности к сосредоточению, не может сразу следовать «превосходнейшей Раджа-йоге» … Очевидно, что играя вспомогательную, по отношению к самьяме, роль, асаны и пранаяма призваны, в первую очередь, подготовить тело и сознание к, собственно, «внутренней работе» (антаранга).

Таким образом, основные требования к асанам – обеспечение необходимой «усидчивости» при выполнении «внутренних» практик, устранение «зажимов» в физическом теле, да и просто поддержание тела в функциональном состоянии. Даже Свами Шивананда Сарасвати, которого тяжело заподозрить в особых симпатиях к Тантре , утверждал, что асана – это позиция, в которой вы можете неподвижно находиться до трех часов. Собственно, об этом говорит само слово «асана» (т.е., «основание», «устойчивое положение»). Так, в Горакша-самхите, асаны называют «питхами», т.е., «сиденьями», в Йога-сутрах говорится о том, что асана должна быть неподвижной и удобной (в отличие от распространенной сейчас Аштанга-виньяса-йоги). Основные асаны для самьямы известны – их перечень «кочует» из трактата в трактат – это падмасана, ардхападмасана (или свастикасана), сиддхасана и ваджрасана, иногда добавляют сукхасану. Так, в частности, Горакша-самхита, упоминая о 84х асанах-питхах, предписывает для «внутренней работы» всего две асаны – сиддхасану и падмасану, а для кундалини-йоги – сукхасану. Большинство знаменитых йогинов изображались сидящими в падмасане, иногда – в сукхасане, и даже с особым поясом для медитации, хотя, встречаются варианты в сиддхасане, свастикасане, и даже гомукхасане.

В Хатха-йога Прадипике Сватмарамы упоминается 15 асан – серьезный прогресс! Но, очевидно, знаменитые 84 асаны (а то и 84 000 – или даже 840 000) Господа Шивы не давали покоя исследователям – так что, количество асан увеличивалось от трактата к трактату … В принципе, я слышал только об одном тексте, где описываются 84 асаны – это малоизвестный «натховский» трактат Наванатха Гаурашисиддха Баласундари Йогамайя – этот текст упоминает Сьоман в книге «Йогическая традиция Майсорского дворца». Не в пример "поболе" будет асан в Аштанга-виньяса-йоге - так, даже в сравнительно древнем (начало 19в) трактате этой школы - Шритаттва-нидхи - уже насчитывается «аж» 122 асаны. Наши современники «приняли эстафету», и Айенгар в своей Йога Дипике уже приводит более двухсот асан, хотя его соученик Шри Паттабхи Джойс говорит о 84х, при том, что в книге его Гуру, Шри Кришнамачарьи, Йога-макаранда, приводятся 38 асан, при хотя сам Кришнамачарья там же утверждает, что обучился в Шрингери Матхе 24м асанам. Мистика...


Hosted by uCoz