Развитие сознания

источник: http://surat0.narod.ru



МИСТИЦИЗМ ЗВУКА

О, Садху! Наилучшая йога та, что проста и естественна. С того самого дня, как я встретился с Господом, не было предела нашему стремлению к любви. Я не смыкаю веки, не закрываю ушей и не умерщвляю своего тела; я смотрю перед собой широко раскрытыми глазами и радуюсь, и вижу Его красоту повсюду; я шепчу Его имя, и что бы я ни увидел, все напоминает мне о Нем; что бы я ни делал, плоды моих рук становятся подношением Ему. Теперь восход и закат стали едины для меня, все противоречия разрешены. Куда бы я ни шел, я не покидаю Его, все, чего я достиг, Его заслуга. Когда я ложусь, я простираюсь у Его ног, Им одним восхищаюсь и более никем. Из моей речи исчезли грязные слова, остались лишь песни во славу Ему. Встаю я или сажусь, я ни на миг не могу забыть о нем, потому что ритм его музыки звучит в моих ушах. Я погружен в великое блаженство, превосходящее любые наслаждения и боль.

Это слова святого Кабира из Бенареса. Неизменно понимаемые в духе метафоры, для большинства они так и остались красивой песней, но те, кто принимает во внимание то обстоятельство, что Кабир был просветленный мистик, очень простой и открытый, могут услышать то, что было сказано буквально, и ознакомиться с практической стороной учения "бедного поэта". В разные времена и в разных странах оно носило различные имена: Гуань Инь, Сехадж Марг, Султан-уль-Азкар, Радхасвами, Суратшабд Йога, Нади Йога, Сант Мат, Эканкар и пр. Все эти имена обозначают одно -- медитацию на внутренние Свет и Звук.

Нет смысла объяснять, что такое йога и почему люди выбирают этот путь. Если вы читаете это, видимо, вы уже выбрали. Клуб самоубийц приветствует вас! Есть разные способы прекратить игру, трудные и легкие, болезненные и приятные, этот -- один из них. Еще один путь, надо сказать честно. Было бы глупо утверждать, что он единственный. Сделать его единственным могут только ваши личные усилия. Если вы прислушались и ощутили в сердце созвучие с этим путем, то остальное зависит от вас. Дорога, которую вы выбираете, как и любая дорога, не устлана розами. Все розы, которые могут на ней лежать, должны принести вы.

К сожалению, я неправильно употребил слово "путь", говоря, на самом деле, о способе передвижения по нему. Путь един для всех, но способы различны. Кому-то нравится ходить пешком, но это не налагает запретов на автомобили и велосипеды. Мне захотелось рассказать вам о Суратшабд Йоге, но, кажется, будет неуместным говорить, что это реактивный или медленный способ, подобный ракете или воловьей упряжке, потому что правильный подход делает любое действие, вплоть до лежания на диване, реактивным, тогда как подход неверный превращает любую продвинутую технику в тормоз на пути.

Суратшабд Йога уходит своими корнями в тантрическую традицию добуддийской Индии. "Сурат" означает "внимание", а "шабд"--"внутренний звук" или музыка Сфер. Это не совсем традиционная техника, так как одним из принципов Тантры является использование методов, идущих вразрез с религиозной моралью, как то: секс, интоксиканты или музыка -- все то, что воздействует на чувства и создает привязанность. В данном случае речь идет (эх!..) только о музыке. Примечательно, что Кабир, будучи возродителем Суратшабд Йоги, изначально исповедовал Ислам, запрещающий любые виды музыки -- Пророк любил тишину. Но, как неоднократно повторяется в тантрических текстах:"Путем тех же действий, что заставляют некоторых людей гореть в аду в течение тысяч лет, йогин получает вечное спасение".

О какой музыке идет речь?

Суфии говорят, что вселенная соткана из музыки, что музыка -- это творческий принцип Абсолюта (надабрама, как говорят индусы), что в начале был не Логос, а Голос, и этот Голос ничего не говорил -- Он пел. Песня была совершенно бессмысленная, в ней не было слов, но она, по мере усиления своих вибраций, создала звезды и бесчисленные миры вокруг них. "Аум" был первым хитом и он доступен для прослушивания в любое время дня и ночи тем, у кого хватает терпения внутренне не болтать, а слушать. Шри Раджниш говорил: "Последнее слово пришло, и ты находишься в месте, откуда начинается Слово; ты находишься там, где весь мир стоит у истока; ты находишься у порога творения, создания. Невозможно передать очарование зазвучавшей самой по себе мелодии, нет средств, способных описать ее. Лучшие произведения землян -- ничто по сравнению даже с ее отголоском. Как бы мы ни старались, нам не удастся услышать музыку тишины при помощи внешнего слуха". Рам Дасс замечает: "Только в тишине, существующей вне мысли, можно услышать симфонию Вселенной, шепот Слова, можно проникнуть во внутренний храм, где обитает душа". Хазрат Инайят Хан пишет: "То, что Мухаммед слышал в пещере Гар-е Хира, когда он глубоко погрузился в свой божественный идеал, был именно Саут-е Сармад, звук абстрактного плана... Шива слышал аналогичный Анахад Нада во время своего Самадхи в пещере в Гималаях. Флейта Кришны символизирует тот же звук... Чем больше Суфий слушает Саут-е Сармад, звук абстрактного, тем больше его сознание становится свободным от всех ограничений жизни. Душа всплывает над физическим и ментальными планами без каких-либо специальных усилий со стороны человека... Он больше не зависит от книги или учителя, потому что божественная мудрость, свет его души, Святой Дух, начинает сиять над ним". Кирпал Сингх, гуру Сант Тхакар Сингха писал: "Душа и Звуковой Поток, по существу, едины. Музыка Шабда настолько изумительна, что змей разума, заслышав ее, покоряется ей... Дух, извлеченный Звуковым Потоком из океана физического существования, утрачивает свою отдельную сущность и становится единым с Ним". Заключительный этап этой Йоги описывается в Сурангама-Сутре самим боддхисаттвой Авалокитешварой: "Посредством направления слышания в поток медитации орган слуха был отделен от своего объекта. Стиранием понятия звука и входа в поток шум и тишина стали несуществующими... Но я не остановился там, где они закончились. Когда осознание этого состояния и само состояние были осуществлены как несуществующие, субъект и объект погрузились в пустоту, и сознание ее стало всеобъемлющим. Когда и сознание и уничтожение исчезли, состояние Нирваны проявилось". Короче - Аум Шанти.