Свами Шивананда про звук.
Книга вторая
Нада Йога
Влияние звука на ум
Олень ловится в ловушку с помощью приятного звука.
Кобра бывает очарованной приятной музыкой.
Рага Пуннадаварали очаровывает кобру.
Нада ловит ум.
Ум получает Лайю в приятной Наде.
Ум привлекается приятной Надой.
Следовательно, вы легко можете контролировать ум
С помощью практики Нада Йоги.
Глава 1. Слава Наданусандханам
В этом мире существует 150000 типов Лайя Садханы, обо всех сообщил Сада Шива. Мы считаем Наданусандхана Самадхи – лучшим из всех типов Лайи.
Наданусандхана! Пусть это Приветствие будет тебе. Мы держим тебя как трансцендентальное состояние во всех Лайях. С помощью твоего милосердия мой ум достигает Лайи в обители Вишну вместе с Праной.
С помощью того, кто желает достичь совершенства в Йоге, Нада одна может быть близко слышна (если медитировать на ней), отказавшись от всех мыслей и со спокойным умом.
- Шанкарачарья, "Йога-Тапавали".
Нет Асаны, подобной Сиддхасане,
нет силы, подобной Кумбхаке,
нет Мудры, подобной Кхечари Мудре, и
нет Лайи, подобной Наде.
- Шивасамхита.
Глава 2. Нада Йога
Мокшаприя обратился со словами: "О Свамиджи! Проинструктируйте меня, пожалуйста, по Нада Йоге." Свами Шивананда ответил:
"Нада есть звук. Брахман задумал. Была Сат-Санкальпа. Поднялась вибрация или Спандан. Была вибрация Ом. Это есть Нада.
Ум фиксирован на Наде и звуках Анахаты, слышимых в ухе. Он получает Лайю или растворение. Йог входит в Самадхи и получает Знание Я. Это – Нада Йога. Нада Йога называется также Лайя Йогой. Кундалини Йога также называется Лайя Йогой. Ум естественно привлекается приятными звуками. Он захватывается в ловушку приятными звуками, подобно тому, как лань попадает в ловушку, привлечённая приятной музыкой.
Когда ум поглотится звуками Ананды, вы достигнете знания о скрытых вещах. Вы услышите Пара-Вак. Вы разовьёте глаз интуиции. В конце концов ум поглотится Брахманом или Абсолютом.
Сядьте в Падмасану, Сиддхасану или Сукхасану. Зажмите уши большими пальцами рук. Это Шанмукхи-Мудра или Вайшнави-Мудра. Слушайте музыку звуков Анахаты. Теперь у вас будет прекрасная концентрация.
Выполняйте Джапу Сохам (Аджапа Джапа) с дыханием или любой Мантрой. Практикуйте Пранаяму 1-2 месяца. Вы ясно услышите 10 звуков и будете наслаждаться музыкой души.
Отбросьте все мирские мысли. Контролируйте свою страсть. Станьте безразличным ко всем объектам. Практикуйте Яму (самообуздание) или Садачару (правильное поведение). Сконцентрируйте своё внимание на звуке Анахаты, который уничтожает ум.
Глава 3. Цель жизни
Жизнь в индивидуальном, в своём онтологическом аспекте есть не что иное, как неустанная борьба за бесконечное, чистое блаженство; вечное, бессмертное, круглогодичное Блаженство. Священные писания без сомнения доказывают это. Мудрецы и Святые с начала творения и по сей день выражают мысль о том, что Высшее Блаженство может и должно быть достигнуто собственным Я. Следовательно, Самореализация, Самоосознание или Собственное Переживание Целого Апарокшанубхути есть summum bonum человеческого существования. Но как нам лучше достичь этого?
Атмачайтанья Самадхи или Апарокша Джнана возможна только когда ум становится чистым и Саттвическим. Чистота ума наступает только тогда, когда маленькое "Я", эгоизм или Ахамкара обуздан, уничтожен, что означает отказ от Самости и Собственничества. В свою очередь, это развивает чистоту и контроль над Индриями. Если ум не окультурен и не контролируется, Индрии нельзя контролировать. Так по кругу мы опять приходим к уму. Правильно говорили Мудрецы: "Лишь ум является причиной для освобождения и порабощения человека."
Практическое исследование в этом направлении привело Мудрецов к заключению, что Прана и Ум взаимозависимы в своих функциональных способностях. Пока один не контролируется, другой также не может контролироваться. Если один под контролем, другой тоже, в свою очередь, становится под контроль. Но недостаточно, чтобы они просто контролировались. Пока они не уничтожены, Васаны не покинут нас. Пока Васаны не уничтожены, Читта не может быть уничтожен. Только уничтожение Читты может привести нас к Джнане. Таким образом, начнём с двух направлений. Вначале нужно взять Прану под контроль с помощью различных трудных Йогических процессов, а затем перейти к контролю ума и удалить его от внешних объектов и фиксировать его на Я. Во-вторых, мы можем постараться уничтожить ум, с помощью воздействия Мано-Лайи, отыскивая такой высокомогущественный принцип, к которому ум естественно побежит и с которым он сам сольётся, входя таким образом в состояние Лайя. Мудрецы обнаружили, что Мано-Лайя, сопровождаемая Мано-Наса, была более безопасным средством для достижения Самореализации, чем трудный процесс контролирования ума и окультуривания его, который всегда сопровождался опасностью для ума в любой момент опять впасть в старую рутину Васан.
В ходе дальнейших практических исследований Мудрецы и Провидцы обнаружили, что Звук обладает силой привлечения ума и, так сказать, поглощения его.
Таким образом, Мано-Лайя и Мано-Наса с помощью Нада Йоги (союз или растворение в звуке) были обнаружены эффективные и безопасные способы Самореализации.
Глава 4. Сила звука
Сверхзаряженный трансцендентальной силой души, Звук находится во всём создании, как единый могущественный принцип, который широко влияет и эффективно берёт под контроль все остальные проявления. Можно привести много примеров, подтверждающих это заявление о звуке, как в отношении индивидуума, так и космоса. Мы слышали, что Тансен мог вызвать дождь с помощью Мегха Раги, как он зажигал лампу с помощью Дипак Раги. Это в некоторой степени относится к Тибетским Ламам, которые рассказывали нам о Ламах, разгоняющих и растворяющих дождевые тучи или собирающих облака и заставляющих их давать дождь, дуя в рожки и трубы и ударяя в барабаны.
Мы видели также, как лань или кобра становились заворожёнными приятной музыкой. Это действие на дорациональном уровне показывает, что существует определённое взаимоотношение между звуком и умом, и что ум естественно бежит (стремится) к звуку и, делая это, полностью забывает о внешнем мире. Во всём творении, таким образом, имеется естественная тенденция искать уединение и покой в звуке; на рациональном уровне мы можем только делать то же самое с большей эффективностью и результатом, и мы делаем это.
Сколько людей в трудовых делах мира влачат своё жалкое существование и перестают страдать в присутствии приятной ритмичной музыки? Даже невежественный человек, не знающий музыкальной азбуки, отвлекается, когда слышит приятную мелодичную музыку. Это лишь доказывает, что в присутствии ритмического звука ум отказывается думать о чём-либо ещё, кроме звука.
Невежественный человек после прослушивания какой-либо приятной музыки восклицает: "Я хорошо насладился ею. Я ничего не сознавал." Этот возглас почти идентичен высказыванию другого человека: "Я хорошо спал и ничего не сознавал." Это ясно доказывает, что наслаждался состоянием единства со звуком, подобно его достижению Лайи в каузальном неведении во время глубокого сна.
Все эти вещи только показывают нам приоритет Звука над нашими умами и непоколебимую основу Нада Йоги и пользу звука в достижении Мано-Лайи.
Глава 5. Звук и Брахман
Звук есть первое проявление Абсолюта. Мы ничего не знаем о природе Абсолюта, кроме того, что Он существует. Священные писания со всей присущей им любезностью старались всё рассказать нам о творении, как оно происходит от Абсолюта. Они говорят: "Брахман был один, а не два. Он подумал: "Эко (а) хам, Бахушьям". Это вызвало вибрацию, окончательно выраженную в звуке, и этот звук был Ом, откуда произошли все остальные проявления." Отсюда мы можеи сделать вывод: "Так долго, как будет продолжаться сила Брахма-Санкальпы, будет существовать космическая вибрация и Звук. Когда вибрация уменьшится, Звук также исчезнет в трансцендентальной Сущности. Во время вибрационной стадии творения производятся элементы, а из них успешно рождаются Танматры и, наконец, имеет место создание пяти элементов, и мы имеем мир, каким мы его видим. Во время убывания вибрации, имеет место обратный процесс и инволюция, весь этот мир растворяется в звуке, а звук растворяется в Брахмане. Таким образом, фактически Звук является всесторонней основой для всего творения. Поэтому, естественно, он обладает силой для поглощения других проявлений. Брахман неисчерпаем в своём трансцендентальном аспекте. Ближе всего к нему приближается только Звук, или мы можем назвать Звук как Апарам Брахман."
Глава 6. Звук Анахат
В микрокосмосе то же самое, что и в макрокосмосе.
Всё, что говорилось о вселенной и космическом творении, может быть полностью применено к индивидууму. Наше физическое и астральное тела, наши Индрии и ум – все в своей основе должны иметь звук. Лишь глубокое проникновение в них может привести нас к звуку. Анализ нашего индивидуального существования должен привести нас к Звуку, прежде чем мы достигнем трансцендентального Я.
Иданкатту Читтар, южноиндийский мистик, эффектно заявляет: "Прежде звука вовлечённый в вас, познай субстрат Омкар".
Это ясно указывает, что внутри нас существует определённый звук, поддерживающий все виды нашей деятельности, и что когда этот звук вовлекается в свою причину, наша настоящая земная жизнь сразу приходит к концу.
Что может быть иным, кроме Звука, который является первым проявлением нашего Я, прежде чем оно проявится как ум и Индрии?
Естественно, когда мы затыкаем оба наших уха и стараемся слушать внутри нас, мы слышим этот прекрасный звук, который называется Звук Анахат.
Анахат буквально означает небитый, неударный. Звук Анахат так называется, поскольку не является результатом удара или боя определённых вещей, подобным поднимающемуся звучанию виолончели или вины. Он исходит из Анахата Чакры. Поскольку Звук Анахат исходит из этой Чакры, Чакра носит такое название.
Звук, как это и должно быть, образует основу всех шести Чакр внутри нашего тела. В нижних трёх Чакрах он отчётливо не слышен, поскольку они контролируются Таттвами земли, огня и воды, начиная соответственно от Мулядхары.
Вайю Таттва преобладает в Анахата Чакре. Поэтому мы отчётливо можем слышать и различать разные звуки в Анахата Чакре. Природа звука различна в соответствии с волнением, вызванным движением Вайю Таттвы. В этой Чакре мы можем слышать Стхуля и Сукшма звуки. Это зависит от интенсивности нашей концентрации и спокойствия в Таттве.
6.1. Мано-Лайю следует искать только в
Звуке Анахат
Для нас возможно достичь Мано-Лайи с помощью внешней музыки. Но это не приведёт нас к нашей цели. Мано-Лайя – лишь средство, а цель – наше собственное Я. Растворение ума во внещних звуках можно сравнить с глубоким сном. Это не поможет нам в случае с Мано-Наса. Поиск Мано-Лайи в Звуке Анахат вдвойне эффективен. Подобно ребёнку, автоматически бегущему к своей матери, ум быстро побежит к Звуку Анахат, поскольку последний является основой ума. Подобно ребёнку, который быстро обретает состояние единства с матерью, ум тоже войдёт в состояние Лайя в Звуке Анахат. Во-вторых, поступая так – способствуя союзу ума со Звуком Анахат, мы создаём эффект исчезновения в причине, иными словами, наступит Мано-Лайя.
Вначале установимся в Звуке Анахат, а затем отправимся к нашему собственному Я как к форме Крама Мукти.
Звуки Анахаты или мелодия – это мистические звуки, слышимые Йогом в начале его цикла медитации. Этот предмет называется Нада-Анусандхана или введение в мистические звуки. Это признак очищения Нади или астральных потоков благодаря Пранаяме. Звуки можно также услышать после повторения Мантры Аджапа Гаятри "Хамса Сохам" 100 000 раз. Звуки слышны правым ухом с зажиманием уха и без этого. Звуки отличаются, когда слышатся через зажатые уши. Уши можно зажать, введя большие пальцы в слуховые проходы с помощью Йони Мудры. Сядьте в Падма или Сиддха Асану, зажмите уши большими пальцами рук и очень внимательно слушайте звуки. Временами вы сможете слышать звуки также через левое ухо. Практикуйтесь слышать только правым ухом. Почему вы слышите через правое ухо или отчётливо слышите только правым ухом? Из-за влияния солнечной Нади, Пингалы, на правую половину носа. Звук Анахаты называется также Омкара Дхвани. Это благодаря вибрации Праны в сердце.
6.2. 10 видов звука
Слышимая Нада бывает 10 видов.
Первый – Чини (как звук слова Чини);
второй – Чини-Чини;
третий – звук колокольчика;
четвёртый – звук раковины;
пятый – звук Тантри (лютня);
шестой – звук Таля (тарелок);
седьмой – звук флейты;
восьмой – звук Бхери (барабана);
девятый – звук Мриданга (двойной барабан) и
десятый – звук грома.
6.3. Голос тишины
"Перед тем, как ступить на более высокую ступень лестницы мистических звуков, вы должны слышать голос своего внутреннего Бога (Высшего Я) семью способами. Первый – подобен приятному пению соловья своей подруге. Второй приходит как звук серебряной тарелки Дхьянис, пробуждающей мерцающие звёзды. Следующий – как ясная мелодия океанского духа, заточённого в его раковине. И это сопровождается пением вины. Пятый подобен звуку трели бамбуковой флейты в твоём ухе. Он переходит в звук слонового рёва. Последний вибрирует как громыхание тучи. Седьмой поглощает все другие звуки. Они умирают и больше не слышатся."
6.4. Лайя Йога
(концентрация на Звуках Анахаты)
Дхарана – это интенсивная и совершенная концентрация ума на каком-то внутреннем или внешнем объекте, или звуках типа звуков Анахаты, или на любой абстрактной идее, сопровождающаяся полным отключением (Пратьяхара) от всех вещей, относящихся ко внешней вселенной или миру чувств.
Сядьте в Падма или Сиддха Асану. Практикуйте Йони Мудру, зажав уши большими пальцами рук. Правым ухом слушайте внутренний звук. Звук, который вы услышите, сделает вас глухим ко всем внешним звукам. Преодолев все препятствия, вы войдёте в состояние Турия за 15 дней. В начале практики вы услышите множество громких звуков. Они постепенно будут возрастать по высоте и слышаться всё более и более тонко. Вы должны стараться различать всё более и более тонкие звуки. Вы можете менять свою концентрацию от грубого звука к тонкому и от тонкого к грубому, но не должны позволять своему уму отвлекаться от них на другие объекты.
Ум, вначале сконцентрировавшись на любом одном звуке, твёрдо фиксирует себя так, что поглощается им. Ум становится нечувствительным ко внешним впечатлениям, становясь единым со звуком, как молоко с водой, и затем становится быстро поглощённым в Чидакаше (Акаше, где преобладает Чит). Будучи безразличным ко всем объектам, вы, контролируя страсти, должны с помощью постоянной практики концентрировать своё внимание на звуке, который разрушает ум. Уничтожив все мысли и освободившись от всех действий, вы всегда должны концентрировать своё внимание на звуке, и тогда ваша Читта станет поглощённой им. Как пчела, поглощая мёд, не беспокоится о запахе, так же Читта, будучи всегда поглощённой в звуке, не стремится к чувственным объектам, поскольку связана приятным запахом Нады и бросает свою непостоянную природу. Змея Читта, слушая Наду, окончательно поглощается ею и перестаёт всё сознавать, концентрируя себя на звуке. Звук служит средством для достижеия тонкой цели, чтобы контролировать бешеного слона-Читту, который бродит по саду удовольствий чувственных объектов. Он служит ловушкой для оленя-Читты. Он также служит берегом для океанских волн Читты. Звук, исходящий из Пранавы, которая есть Брахман, лучезарной природы; ум становится поглощённым в нём. Это высшее место Вишну. Ум существует, пока есть звук, а с его затиханием наступает состояние, называемое Турия. Этот звук поглощён Брахманом, и беззвучное состояние есть высшее место. Ум с Праной имеет своё Кармическое влечение, разрушаемое постоянной концентрацией на Нада, есть поглощение незапятнанным единым. В этом нет сомнения. Освободившись от всех состояний и всех мыслей, вы будете, как мёртвый. Вы станете Муктой. Не сомневайтесь в этом. Тело будет, как бревно и не будет чувствовать тепло и холод, радость и печаль. Когда духовное зрение станет фиксированным без какого-либо объекта наблюдения, когда Прана успокоится без какого-либо усилия, и когда Читта станет твёрдой без какой-либо поддержки, вы станете Брахманом (Брахмавит Брахман).
Вы можете испытать десятый звук без первых девяти звуков с помощью посвящения Гуру.
В первой стадии тело станет Чини-Чини;
во второй будет (Бханджана) ломание или воздействие в теле;
в третьей будет (Бхедана) пронизывание;
в четвёртой трясётся голова;
в пятой – нёбо покрывается слюной;
в шестой достигается нектар;
в седьмой – приходит знание скрытых вещей мира;
в восьмой – слышится Паравака;
в девятой – тело становится невидимым, развивается чистый божественный глаз;
в десятой вы достигаете состояния Пара Брахмана.
Когда Манас уничтожен, когда добродетели и грехи сожжены, вы сияете как лучезарный, безупречный, вечный, незапятнанный Шуддха Брахман. Ом.
Глава 7. Звук и образ
Звуки – это вибрации. Они поднимаются до определённых форм. Каждый звук создаёт форму в невидимом мире, а комбинации звуков создают сложные формы. Учебники описывают некоторые опыты, показывающие, что ноты, воспроизведённые определёнными инструментами, вычерчивают на слое песка определённые геометрические фигуры. Это демонстрирует то, что вибрации поднимаются до правильных геометрических фигур. Индийские книги по музыке говорят нам, что различные музыкальные мелодии "Рага" и "Рагини" каждая имеет особую форму, которые эти книги графически изображают. Например, Мегха-Рага, говорят, имеет величественную фигуру, восседающую на слоне. Васант-Рага описан как прекрасный юноша, украшенный цветами. Всё это подразумевает, что отдельная Рага и Рагини, когда поётся правильно, создаёт эфирные вибрации, создающие определённую форму, характеризующую её. Эта точка зрения недавно получила подтверждение в опытах Миссис Ваттс Хьюз, подарившей автору "Голос Фигур". Перед избранной аудиторией в студии лорда Лейтона она прочла иллюстрированную лекцию как результат многолетнего кропотливого труда для демонстрации прекрасных научных открытий. Миссис Хьюз пела в простой инструмент, называемый "эйдофон", состоящий из трубы, приёмника и гибкой мембраны. Она обнаружила, что каждая нота принимает определённую и постоянную форму, что определяется с помощью чувствительной и подвижной матрицы. В начале лекции она поместила крошечные семена на гибкую мембрану, и воздух вибрациями, создаваемыми нотами, которые она играла, заставлял их перемещаться определённым геометрическим образом. После этого она использовала порошок различных видов, особенно подходил порошок copodium. Докладчица, описывая форму нот, говорила о замечательных откровениях геометрии, перспективах и нюансах: "Звёзды, спирали, змеи и воображаемые формы, буйствующие в богатстве очаровательного методического плана." Это было первое, что она показала. Однажды, когда миссис Хьюз пела ноту, маргаритка появилась и исчезла. "Я старалась вернуть её назад целую неделю и, наконец, успешно", - сказала она. Теперь она знала точные изменения каждой ноты, которая есть маргаритка, и это делалось постоянно и определённо странным методом, задабривая перемену крещендо и диминуэндо. После того, как аудитория была восхищена сериями, некоторые имели ряды лепестков, изящно видимые, они показывались после нот, и это были маргаритки большой красоты. "Как прекрасно! Как восхитительно!" – восклицала аудитория. Изысканные формы следовали одна за другой. Цветы сопровождались морскими чудовищами, змеевидными формами толстых окружностей, полные света и тени и деталей, питаемых милями перспективы. Затем шли деревья, деревья с падающими фруктами, деревья с камнями на земле под ними, деревья с морем позади. "Почему они напоминают японский ландшафт?" – восклицала аудитория.
В то время, как во Франции пение мадам Финланг гимна "Аве Мария" создавало форму Марии с ребёнком Иисусом на груди, пение гимна "Бхайрава" бенгальским студентом из Бенареса, учащегося во Франции, дало подъём образования фигуры Бхайравы с его повозкой и собакой.
Таким образом, повторное пение Имени Бога постепенно создаёт форму Дэваты или особого проявления Божества, которому вы поклоняетесь, и эти действия, как фокус, концентрируют великодушное влияние Божественного Существа, которое, излучаясь из центра, пронизывает поклоняющегося.
Когда человек входит в состояние медитации, сильно возрастает поток внутренних Вритти. Чем глубже человек входит в медитацию, тем более заметен эффект. Концентрация ума вверху вызывает прорыв этой силы через макушку головы, и ответ приходит в виде замечательного дождя мягкого магнетизма. Ощущение, производимое от силы, направленной вниз, посылает замечательный пыл через тело, и человек чувствует, что он словно выкупался в мягком электричестве.
Приведённые выше опыты демонстрируют следующее:
1. Звук создаёт формы;
2. Особые ноты создают особые формы;
3. Если вы хотите получить особую форму, вы должны воспроизвести определённую ноту определённой высоты.
Повторение Панчакшара Мантры "Ом Намах Шивая" создаёт форму Бога Шивы. Повторение "Ом Намо Нараяная", Аштакшара Мантры Вишну, создаёт форму Вишну. Все вибрации, производимые нотами в Мантре, очень важны. Особый упор делается на высоту и форму (Свара и Варна) Мантры. Варна буквально означает цвет. В невидимом мире все звуки сопровождаются цветами, поэтому они образуют формы с многочисленными оттенками.
Также цвета сопровождаются звуками. Нужно использовать особую ноту, чтобы создать особую форму. Разные ноты различной высоты создают различные формы. В учении о Мантрах мы используем различные Мантры с целью заклинания различных богов. Если вы поклоняетесь Богу Шиве, вы используйте "Ом Намах Шивая", но поклоняясь Вишну или Шакти, вы должны заменить Мантру. Что происходит, когда Мантра читается наизусть? Повторное чтение Мантры создайёт в уме форму Деваты или Божества, связанного с Мантрой, который есть ваш Ишта, и эта форма становится центром вашего сознания, когда вы прямо представляете её. Следовательно, говорят, что Мантра Деваты есть Сам Девата. Это может объяснить многое в непонятном изречении философов Мимамсы, что боги не существуют вне Мантр (Мантратмако Девах). Это в действительности означает, что когда соответствующая определённому богу специфическая Мантра читается правильно, вибрации создают в высших планах особую форму, которую на время принимает этот бог.
Глава 8. Четыре стадии звука
Веды образуют звуковое проявление Ишвары. Звук имеет четыре стадии:
Пара, обнаруживающая проявление только в Пране;
Пашьянти, которая обнаруживает проявление в уме;
Мадхьяма, обнаруживающая проявление в Индриях и
Вайкхари, обнаруживающая проявление в словесном выражении.
Артикуляция – последнее и самое грубое выражение божественной звуковой энергии. Высшее проявление звуковой энергии – изначальный голос, божественный голос – это Пара. Голос Пара становится корнем идей или зародышем мыслей. Это первое проявление голоса. В Пара звук остаётся в недифференцированной форме. Пара, Пашьянти, Мадхьяма и Вайкари – это различные градации звука. Мадхьяма – среднее невыраженное состояние звука. Его местоположение – сердце. Место Пашьянти – пуп или Манипура Чакра. Йоги, которые обладают тонким внутренним видением, могут испытать состояние Пашьянти, слово которого имеет цвет и форму, которые общие для всех языков и которые обладают вибрационной однородностью звука. Индийцы, европейцы, американцы, африканцы, японцы, птицы и звери – все испытывают ту же Бхавану вещи в состоянии голоса или звука Пашьянти. Жест – разновидность более тонкого языка. Он один для всех людей. Человек из любой страны сделает один и тот же жест, поднося руку ко рту особым образом, когда хочет пить. Поскольку одна и та же сила или Шакти работает через уши – и они слышат, через глаза – и они видят и т.д., та же Пашьянти принимает различные формы звука, когда материализована. Бог проявляет Себя через силу Майи вначале как Пара Вани и пупа, затем как Мадхьяма в сердце и окончательно как Вайкари в горле и во рту. Это божественное нисхождение Его голоса. Всё Вайкхари просто являются Его голосом. Это голос Вират Пуруши.
Глава 9. Что такое Нада?
Нада есть Шива-Шакти. Связь и взаимоотношение Шивы и Шакти есть Нада. От Нады произошла Махабинду. Нада есть действие. Первое время Шакти-таттва становится активной.
Нада – этимологически означает звук. Это не грубый звук, который воспринимается ухом. Нада – наиболее тонкий аспект Шабдхи. Нада развивается в Бинду.
Нада есть первая стадия происхождения в производстве Мантры. Вторая есть Бинду. Нада и Бинду существуют во всех Биджа Мантрах. Нада есть аспект Шакти, который развивается в Бинду.
Глава 10. Нада, Бинду и Каля
Ученик спрашивает: "Я бы хотел, чтобы вы объяснили значение слов Нада, Бинду и Каля, т.к. они используются в Хатха-йоге Прадипика, где сказано, что Шива проявляется как Нада, Бинду и Кала. Как может Шива, являющийся высшей Реальностью, лишённый какого-либо качества, обладать Калей, которая представляет особую Гуну или качество?"
Первичный звук или первая вибрация, из которой развивается всё творение, есть Нада. Это развёртывание проекции первой стадии вселенной (творения). Нада есть первое проявление непроявленного Абсолюта. Это Омкара или Шабда-Брахман. Это также мистический внутренний Звук, на котором концентрируется Йог.
Бинду не следует рассматривать как каплю или жизненную силу. Это непостижимая тонкая точка, корень всего проявления. Это точка, из которой проецируется феноменальная вселенная названий и форм. Из этой точки или Бинду развивается всё творение. Следовательно, в её аспекте как жизненного источника проявления, она иногда используется в смысле, родственном жизненной силе.
Кратко, в первичном смысле, Каля означает особый вид качества (Гуны) божественной силы. Нет вопроса о Кале в случае Пара-Шивы, который есть Ниргуна, без качества и, следовательно, Калятита. В момент проявления Шакти, Абсолютная Шива-Таттва становится присутствующей в Его Сагуна аспекте, который является также Са-Калей. Будучи проявленным таким образом, Он является Пурнакалямурти, наделённым 16-ю Калями. Он обладает одной из этих 16 Каль и называется Калямурти; дальнейшей дробью этого становится Амшамурти, и последующая доля (дробь) иногда называется Амшамшамурти.
Глава 11. Дхвани
В некоторых звуках, таких, как барабанный бой, раскат грома, звуки смеха, плач и т.д., буквы не проявлены. Это есть Дхвани. В некоторый других буквы или Варны проявлены, как в случае устной речи. Это Варнатмака Шабдха.
Звук вызван ударом одной вещи по другой или рукой и барабаном в случае неразрешённого звука и органами речи и ухом в случае произношения речи. Но звук Анахат не создан и самопроизведённый. Он не вызван ударом одним предметом о другой.
Варнатмака Шабдха имеет значение. Каждая Дхвани также имеет значение. Звук смеха указывает на то, что какой-то человек счастлив. Звук плача указывает на то, что какой-то человек в беде. Звук колокола указывает на то, что чай или пища готовы. Звук горна указывает на то, что имеет место парад.
Глава 12. Наданусандханам
Наданусандханам означает медитацию на Наде или Звуке, слышимом в Анахата Чакре.
Существенное предварительное требование для Садханы этого типа то же, что и для любой другой Йогической Садханы. Первое требование – это этическая и моральная подготовка. Точно так же важна сноровка в Хатха Йоге и Пранаяме. Лучше обладать значительной практикой в концентрации и медитации. Это позволит вам легче сконцентрироваться внутри себя и медитировать на звуках Анахат. Аджапа Джапа или Джапа "Сохам" с дыханием поможет вам в концентрации на тонких звуках. Это само посебе приведёт вас к звуку Анахат.
Сядьте в Падмасану или Сиддхасану. Сделайте Шанмукхи или Вайшнави Мудру. (Описание этого упражнения можно найти в книге Свами Шивананды "Хатха Йога"). Сделайте Аджапа Джапу. Пусть ваш взгляд будет направлен внутрь. Это приведёт вас к звуку Анахат.
С помощью Шанмукхи Мудры в Падмасане или Сиддхасане, вы можете также привести Прану и Апану в Сушумну и затем медитировать на Анахата Чакре. Тогда вы услышите звуки Анахат. Приятная мелодия звуков подарит вам большую силу концентрации.
Вначале вы услышите 10 различных звуков, которые сделают вас глухим ко всем внешним звукам. Звуки следующие: Чини, Чиничини, звон колокола, шум раковины, звук лютни, звук тарелок, звук флейты, звук барабана, звук Мриданги и звук грома.
Эти звуки должны быть слышимы правым ухом.
Имеется два аспекта этих звуков – грубый и тонкий. Вы должны следовать от грубого к тонкому. Если ум следует лишь к грубым звукам, не волнуйтесь. Пусть он вначале привыкнет и установится в грубом звуке. Затем его можно вести к тонкому звуку.
Имейте в виду, что Мано Лайя – не цель, целью является Мано Наса и Самореализация.
Помните, что не следует привлекаться или любить какой-то особый звук, а старайтесь вести ум от первого ко второму, от второго к третьему и т.д. до десятого.
Есть другая школа Нада-йоги, которая различает три различные стадии в слышании звуков. Первая стадия – когда Прана и Апана подводятся к Брахмарандхре. Вторая стадия приходит, когда они входят в Брахмарандхру, и третья стадия – когда они хорошо в ней устанавливаются. В первой стадии звуки подобны рёву моря, удару барабанов и т.д. Во второй стадии слышатся звуки, подобные Мриданге, раковине и т.д. В третьей стадии слышатся звуки, подобные Чинчини, жужжанию пчелы, звуку флейты или лютни.
Знания, относящиеся к скрытым вещам, производятся в том человеке, кто хорошо может слышать седьмой звук (как звук флейты). Если он ясно может слышать восьмой звук, тогда он услышит Пара Вак. С девятым он развивает Божественный Глаз. Когда он слышит десятый, он поистине достигает Пара Брахмана.
Глава 13. Освобождение или Мокша
Ум, привлечённый звуком Анахат, определённо должен достичь состояния Самадхи. Так же, как пчела, вкушающая сладкий мёд, не отвлекается запахом цветка, ум, если однажды услышит тонкий звук Анахат, тоже больше не бежит за старыми Васанами. Ум-кобра, слыша звук Анахат, становится как после заклинания и сбрасывает все Васаны и взволнованную природу. Забывая внешний чувственный мир, он становится однонаправленным и никогда больше не блуждает.
Звук, который является природой Ом и Пранавы, который есть сам Брахман, является формой Лучезарности. Это высшая обитель Бога Вишну. В ней ум достигает Бога. Это означает Мокшу. Пока слышатся звуки (Анахат), в уме существует Акаша Таттва. Пока слышится звук Анахат, существует ум. Как только звук Анахат становится Беззвучным Звуком, преобладает Брахманубхути или Атманубхути.
Нада со звуком растворяется в Акшара Брахмане. Лишь этот Беззвучный Звук называется Высшей Обителью. Когда ум оставляет тонкий звук и следует к Беззвучному Звуку, ум и Прана вступают в Ниракара Брахмане в состояние Лайя.
Ум, который становится единым с Надой, подобно молоку, разведённому водой, достигает единения с Надой Чидакаши. В этот момент преобладает десятый звук - гром. Затем, как только Светлая Высшая Лучезарность обнаруживает свою природу, в этот момент громоподобный звук становится Беззвучным Звуком, появляется Брахма Джнана или Атма Джнана.